В соответствии со статьей 42-8 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей», потребитель имеет право предложить продавцу (изготовителю, исполнителю) рассмотреть спор в досудебном порядке.
Данный механизм направлен на эффективное разрешение споров, экономию времени и средств сторон, а также укрепление доверительных отношений между потребителями и предпринимателями.
- Право потребителя на досудебное урегулирование
Потребитель вправе предложить рассмотреть спор с участием следующих субъектов:
• арбитража (третейского суда);
• медиатора;
• общественного объединения потребителей;
• ассоциаций (союзов) или саморегулируемых организаций, членом которых является продавец (изготовитель, исполнитель).
Информация о таких субъектах должна быть размещена продавцом (изготовителем, исполнителем) в соответствии со статьей 33-2 Закона.
В случае согласия сторон заключается письменное соглашение о передаче потребительского спора на рассмотрение в досудебном порядке. - Порядок подачи обращения
Потребитель может подать обращение о рассмотрении спора:
• напрямую субъекту досудебного урегулирования;
• либо через Единую информационную систему защиты прав потребителей, при наличии письменного соглашения сторон.
Субъекты досудебного урегулирования обязаны ежеквартально предоставлять информацию об итогах рассмотрения обращений потребителей в уполномоченный орган. - Законодательная основа
Рассмотрение потребительских споров в досудебном порядке осуществляется в соответствии с:
• Законом Республики Казахстан «О защите прав потребителей»;
• законодательством об арбитраже;
• законодательством о медиации;
• законодательством о саморегулировании.
Вывод
Досудебное урегулирование является эффективным инструментом защиты прав потребителей, позволяющим разрешать споры мирным путем без обращения в суд.
Применение данного механизма способствует повышению ответственности предпринимателей, укреплению доверия граждан и развитию культуры правового взаимодействия в Казахстане.