Порядок досудебного урегулирования потребительских споров

В соответствии со статьей 42-8 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей», потребитель имеет право предложить продавцу (изготовителю, исполнителю) рассмотреть спор в досудебном порядке.
Данный механизм направлен на эффективное разрешение споров, экономию времени и средств сторон, а также укрепление доверительных отношений между потребителями и предпринимателями.

  1. Право потребителя на досудебное урегулирование
    Потребитель вправе предложить рассмотреть спор с участием следующих субъектов:
    • арбитража (третейского суда);
    • медиатора;
    • общественного объединения потребителей;
    • ассоциаций (союзов) или саморегулируемых организаций, членом которых является продавец (изготовитель, исполнитель).
    Информация о таких субъектах должна быть размещена продавцом (изготовителем, исполнителем) в соответствии со статьей 33-2 Закона.
    В случае согласия сторон заключается письменное соглашение о передаче потребительского спора на рассмотрение в досудебном порядке.
  2. Порядок подачи обращения
    Потребитель может подать обращение о рассмотрении спора:
    • напрямую субъекту досудебного урегулирования;
    • либо через Единую информационную систему защиты прав потребителей, при наличии письменного соглашения сторон.
    Субъекты досудебного урегулирования обязаны ежеквартально предоставлять информацию об итогах рассмотрения обращений потребителей в уполномоченный орган.
  3. Законодательная основа
    Рассмотрение потребительских споров в досудебном порядке осуществляется в соответствии с:
    • Законом Республики Казахстан «О защите прав потребителей»;
    • законодательством об арбитраже;
    • законодательством о медиации;
    • законодательством о саморегулировании.
    Вывод
    Досудебное урегулирование является эффективным инструментом защиты прав потребителей, позволяющим разрешать споры мирным путем без обращения в суд.
    Применение данного механизма способствует повышению ответственности предпринимателей, укреплению доверия граждан и развитию культуры правового взаимодействия в Казахстане.
Запись опубликована в рубрике Архив. Добавьте в закладки постоянную ссылку.